¤ Лысковская центральная библиотека им.Ф.Г.Сухова; E-mail:volgarushki@mail.ruСайт Лысковской ЦБС:http://new.lsk-cbs.ru/          
     
       
В 1349 году в приходе церкви Жен Мироносец, что за Почайной, в семье посадских Ивана и Марии родился мальчик. Как звали малыша в миру не известно, но после пострижения получил он имя Макарий. Народная молва гласит о том, что еще в младенчестве Макарий не единожды удивлял своих родителей. Так, будучи младенцем, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать, как только начинали звонить колокола. Долго родители не могли понять, в чем дело, и начали, было беспокоиться о поведении малыша, но однажды все разрешилось. Как-то в праздник малиновым перезвоном разливались колокола церквей и соборов над Нижним. Родители стали собираться к утрене, а маленький Макарий, как всегда, начал плакать. Отец возьми да и скажи, обра­щаясь к малышу:
       - Если бы ты перестал плакать, взяли бы тебя с собой на службу.
Макарий, словно поняв, о чем речь, тут же успокоился, а когда его принесли в церковь и он услышал пение певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Родители расценили это как провидение Божье и с того дня стали носить его в храм. Макарий же каждый раз очень радовался, когда его приносили в церковь, но, если его оставляли дома, снова начинал капризничать и плакать.
         В его жизнеописании сказано, что, когда мальчик подрос, его отдали учиться книжной грамоте. Обладая цепкой памятью и живым умом, он в учебе преуспел так, что превосходил не только сверстников, но и старших. Это утверждение достаточно смелое, если учесть, что описываемые события относятся к середине XIV века. В это время дети князей, бояр и именитых купцов обучались грамоте дома, простые же смертные, к которым относился и Макарий, могли познать грамоту лишь в монастырях, которые являлись не только центрами духовной жизни, но и культурной.
        На удивление, Макарий был больше похож на взрос­лого, чем на отрока: степенный, рассудительный, он не по-детски зрело и осмысленно рассуждал о происходивших в Нижнем событиях, о семейных проблемах. Детей Макарий не чурался, но играть с ними не любил, больше проводил время за книгами да каждый день ходил в храм. Не единожды бывал он и в Вознесенском монастыре (ныне известен как Нижегородский Печерский монастырь), хотя до него было без малого пять верст. Восторженно слушал там пение монахов и проповеди строителя монастыря архимандрита Дионисия. К тому времени как Макарий решил уйти в монастырь, он уже немало знал из книг о монашеской жизни, о жизни праведников и святых. Жизнь в строгом воздержании, в уединении и в молитве прельщала юный ум, и он решил покинуть родительский дом тайно, понимая, что его, двенад­цатилетнего, родители не отпустят. Макарий выбрал Печерскую обитель и отправился туда. По дороге ему повстречался нищий, одетый в обноски. Макарий обменял­ся с ним одеждой и под видом нищего подошел к монастырю. Отрок пожелал видеть архимандрита, у него и попросился в монахи. Дионисий стал расспрашивать столь юного просителя, откуда он и кто его родители. Макарий свое происхождение скрыл. Назвался жителем другого города, сказал, что он круглый сирота, нищенствует и никого из близких у него нет.
-Хочу жить в монастыре и служить Богу, - заявил он категорично.
Дионисий пытался отговорить Макария.
-Поверь мне, - сказал он с любовью, - что нелегко нести тяготы монашеского жития. Трудны постнические труды. Опасаюсь, что оставил ты в своей душе мирское и правый путь спасения станет для тебя непосильным. Но Макарий в своем решении был непреклонен.
-Отче, сам Господь Бог сказал в Евангелии: «Грядущего ко мне не изнежу вон». И если сам Господь принимает меня, то почто ты в сомнениях? Не бойся совершить бого­угодное дело и исполнить просьбу мою.
        Архимандриту Дионисию отрок понравился, к тому же он предугадал в нем великого подвижника, поэтому принял его в монастырь, поселил в своей келье и на долгие годы стал ему отцом, наставником и учителем. В молитвах и душеспасительных беседах со старцами проводил Макарий время своего пребывания в монастыре. Здесь он услышал о подвигах Антония, Феодосия и других пустынножи­телей. Здесь он прочитал множество книг о жизни святых, о свершаемых ими чудесах и о самоотреченном служении Господу. Юный Макарий видел свой жизненный путь в иночестве, в уходе от мирской суеты, а в монастыре он лишь укрепился в своем изначальном решении. Юноша усердно трудился и исполнял всякое послушание. Настав­нику во всем подчинялся, братии угождал, ни с кем не вступал в пререкания, молчал гораздо чаще, чем говорил, а если разговаривал с кем-то, обязательно кратко и незлобиво, да и то старался как можно скорее закончить разговор. Через три года послушничества, в 1361 году, Дионисий постриг его в монахи с именем Макарий. Скоро о нем заговорили как о большом подвижнике уже не только в монастыре, но и за его пределами. Родители юноши, не имея от сына никаких известий, повсюду о нем расспрашивали и очень горевали, но не теряли надежды его найти. Прошло около трех лет, и вот случилось отцу Макария встретиться с одним печерским монахом, пришедшим в город по каким-то монастырским делам. Отец рассказал ему о своем горе, о том, что три года назад пропал сын и с тех пор  ничего о нем не слышно.
Поразмыслив над рассказом посадского, инок сказал:
-Три года назад в наш монастырь пришел отрок. И, хотя одет он был в рубище, вид имел добропорядочный и благочестивый. Юноша слезно просил принять его в мона­стырь. Архимандрит Дионисий оставил его в обители, и теперь этот юноша стал одним из лучших монахов и преуспевает едва ли не больше всех. Зовут его Макарием.
Растрогавшись, отец заплакал. Он тут же пошел в монастырь и там повсюду искал Макария, но никак не мог его увидеть. Отчаявшись, он пришел к настоятелю и упал ему в ноги, моля показать сына. Тогда Дионисий пошел в свою келью, где жил и Макарий.
Чадо мое, - позвал настоятель, - отец твой, о котором ты не сказал нам, пришел в монастырь и хочет тебя видеть.
Я принял монашеский чин и оставил своих родных и родственников. И ныне Господь Бог, сотворивший небо и землю, мой Отец, а после Него - ты, наставник мой и учитель. Полюбив Отца небесного, я не поведал тебе об отце земном.
Отец Макария, стоя в это время под окном кельи, услы­шал голос сына. Он вскрикнул от радости и позвал его:
-Сын мой, выйди, покажи лицо. Дай мне обнять тебя, мою кровинушку. Но Макарий отказался выйти из кельи.
-Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: «Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня». Иди с миром домой, оставив мне свое благословение. Ради любви твоей я не хочу лишиться  любви Господа Моего. И если Бог благословит, то в будущем веке увидим друг друга.
Макарий не поддавался на уговоры и не выходил из кельи.
- Дитя мое дорогое, - взмолился отец,- хотя бы руку мне протяни. Макарий через окно протянул руку, а отец, ухва­тившись за нее, сказал:
- Сын мой любимый, спасай свою душу да за нас грешных молись, чтоб и мы по твоим молитвам увидели Царство Небесное. Распростившись с Макарием, он покинул монастырь и пошел домой. Обидно было родителям, что сын отрекся от них, но благая стезя - служение Господу, которую избрал их сын, примирила их с неизбежной потерей сына.
        В монастыре Макарий познал грамоту, много читал. Огромное влияние на его мировоззрение оказали беседы с архиманд­ритом Дионисием, с монастырским философом Павлом Высоким, со снявшим с себя сан епископа Суздальско-Нижегородской епархии Иоанном. В 1364 году молодой монах удосужился внимания и беседы с Сергием Радонеж­ским, который приехал в Нижний Новгород по поручению епископа Алексия.
        Год 1364 был очень трудным и для Нижегородско-Суздальского княжества, и для Печерского монастыря: с Поволжья из Бездежа купцы занесли на Нижегородскую землю страшную болезнь - чуму. Больные харкали кровью и умирали через три дня после начала болезни. Болезнь уносила по 20 -100 человек в день, и не было от нее спасе­ния. Да к тому же еще и страшная засуха своей испепеляющей жарой изводила все живое в крае. Великий князь Нижегородско-Суздальского княжества Андрей Константинович воспринял это бедствие как кару небесную и постригся в монахи. Недолгий иноческий путь он прошел в Печерском монастыре и умер летом 1365 года.
        Живя в монастыре, юный монах Макарий воочию убеждался в бренности мира, в иллюзорности власти, в ничтожности жизни человеческой... Он истово молился во искупление человеческих грехов, за исцеление страждущих от напасти. Его образ жизни в монастыре был отличен крайним аскетизмом. Пост его был строже других: Макарий принимал пищу, чтобы не умереть от голода. При такой жизни братия стала отличать его вниманием. Это всеобщее уважение было тяжело для смиренной его души, потому, пламенно желая безмолвия, он решился удалиться в пустыню. Примером ему служил путь, пройденный его учителем и наставником Дионисием, который в 1364 году был назначен епископом в Суздале и покинул Печерский монастырь. Точная дата ухода Макария в пустынножи­тельство неизвестна. Судя по всему, это произошло в 1377 году. В этот год темник Мамай решил наказать нижегородских князей за расправу над своим послом Сарайкой и за поход нижегородско-московского войска в Булгарию. Он послал на Русь несколько полков во главе с царевичем Арап-шахом. Нижегородско-суздальский князь Дмитрий Конс­тантинович, объединившись со своим зятем московским князем Дмитрием Ивановичем, ждал прихода татар под Нижним. Но царевич Арапшах не появился. И тогда, князь Дмитрий с основным войском ушел в Москву, а ниже­городский князь, поставив над полками своих сыновей Василия и Ивана, послал войско навстречу татарам, которые объявились в Запьянье. Дойдя до Пьяны и не встретив врага, русские ратники расслабились: доспехи сложили в телеги, развлекались охотой, бражничали. Татары же, разделившись на пять полков, внезапно напали на русских воинов и погнали их к Пьяне. Летописец с прискорбием описал эту трагедию: «Истошна и утопе в Пиане множество князей и бояр, и вельмож, и воевод, и слуг, и соинства бесчисленно, и бысть на всех ужас великий и страх мног, и изнемогша вси и бежаща; полон мног бесчислен собраша и подоиша к Новгороду к Ниж­нему».
        Татары явились под Нижний 5 августа. Оставшиеся в городе беззащитные жители молили о пощаде, но татары не пощадили никого. Два дня лилась христианская кровь, разорялись и уничтожались церкви и монастыри. Все было предано огню. Летописец подчеркнул, что в Нижнем сгорело тридцать две церкви. Разорен и сожжен Вознесен­ский монастырь, а монахи ... кто побит, а кто и спасся бегством.
        Тогда-то, по-видимому, и ушел в пустынножительство монах Макарий. Помолившись, он покинул мона­стырь. Положившись на промысел Божий, Мака­рий отправился куда глаза глядят. Долго шел он вверх по течению Оки, потом Клязьмы, пока не вышел к реке Лух, что протекает по нынешней Костромской области. Здесь он познакомился с преподобным Тихоном Луховским. Вместе они отыскали место при впадении речки Добрицы в Лух и поставили хижину. Но долго жить в этом тихом и благодатном месте им не пришлось. Прознали про поселившихся монахов местные жители и прогнали их. Сделали они это не по злобе, а защищая свои земли от пришлых. Хорошей земли под пахоту в тех краях было немного, и за каждый клочок приходилось бороться.
        После этого пути пустынножителей разошлись. Тихон пошел по реке Лух и в пяти верстах от прежнего места на Копытове, что при впадении речки Возополи в Лух, поста­вил избу. Вскоре к нему присоединились еще несколько монахов. Образовалась обитель, известная ныне как Луховская Николаевская пустынь. Скончался Тихон 16 июля 1492 года простым монахом, и похоронен был в образованной им пустыне.
        Макарий же пошел вверх по Добрице. Пройдя около шестидесяти верст, вышел он на Волгу близ слободы Решма, что под Юрьевцем. Здесь преподобный поставил себе избушку, жил тихо, предаваясь молитве. Но утаиться от людей ему не удалось: скоро о Макарий узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселились рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а еще немного времени спустя начали строить храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям препо­добного Макария.
Прошло несколько лет, и, как прежде, преподобному стал в тягость почет. К тому же миряне, во множестве приходившие к нему за советом, нарушали его безмолвие. Не в силах терпеть такую жизнь, преподобный поставил одного из братии в настоятели и втайне от всех покинул монастырь. Снова странствовал Макарий лесами, ища уединения. Наконец он остановился в устье реки Керженец, близ Желтоводческого озера. Здесь он выкопал маленькую пещерку и жил, трудясь в одиночестве и непре­станно молясь Богу.
        Но вскоре его уединение было нарушено - на этот раз живущими в Желтых водах иноверцами - чувашами и мордвой. Придя к келье преподобного и увидев его скром­ную и нестяжательную жизнь, они поначалу очень удивля­лись. Потом стали приносить старцу хлеб, мед, пшеницу и всякий раз умилялись его незлобивости и терпению. Макарий принимал их дары с благодарностью, но не для себя, а для своих посетителей. Многих он крестил в озере, что разлилось почти у самой его кельи. К тому времени уже не только чуваши и мордва приходили к нему: народ стекался, желая услышать наставления и поучиться бого­угодной жизни, некоторые селились рядом. Преподобный, помня сказанное Господом «Приходящего ко Мне не изгоню вон», не запрещал им селиться, видя их добрую волю и старание. Так вокруг преподобного Макария образовалась новая, уже вторая по счету, монашеская обитель, а в 1435 году под его руководством был возведен храм во имя Живоначальной Троицы. В новоустроенной Желтоводческой обители Макарий был наставником, и настоятельствовал он долгое время, усердно заботясь о братии и наставляя их к монашескому труду. Число иноков с каждым днем увеличивалось, так как слава о преподоб­ном Макарий и его обители разнеслась по всей России. Многие приходили из дальних краев и просили постричь их в иноческий чин. Одним из таких был блаженный Григорий, называемый Пелыпемским. Он был родом из Галичских бояр Лопотовых. Оставив родителей, он при­шел в Желтые воды, принял монашество и по примеру Макария, который был ему наставником и отцом, стал великим молитвенником и постником, а позже сподобился и священнического сана, чем подтвердил пословицу: «У доброго отца и дети бывают добрыми, а у искусного учи­теля и ученики искусны».
       Не только христиан привлекал монастырь, но и ино­верцев: черемисов, мордву, татар, чувашей. Преподобный Макарий всегда с любовью и уважением принимал их, беседовал, просвещал. Многие из посетителей принимали христианство. Крещение над ними совершал преподобный в Желтоводческом озере, названном Святым.
       Имя Макария стало известно не только среди простого народа, но и среди князей, которые посылали из своих имений в монастырь все необходимое для жизни, а иногда обитель посещали и сами. Так, в 1434 году великий князь всея Руси Василий II посетил преподобного Макария в Желтоводческом монастыре.
      Он скрывался от своего дяди Юрия Шемяки (сына Дмитрия Донского), занявшего великокняжеский трон. Войско Василия под Ростовом было разбито Юрием, и великий князь не решился вернуться в стольный град. Он бежал в Нижний Новгород. Юрий Шемяка вступил в Москву, объявил себя великим князем и направил против князя Василия войско. Убитый известием, что его мать и жена пленены Юрием Шемякой, а войско, посланное против него, находится уже во Владимире, князь Василий был готов бежать в Орду, но ближние бояре предложили ему съездить к преподобному Макарию. Тот укрепил веру Василия в торжество справедливости, что Господь Бог  не допустит свершиться делу неправому. Так и произошло: князь Юрий Шемяка внезапно скончался, его сыновья не смогли поделить между собой власть, и великоняжеский  московский стол перешел опять к Василию II.  Великий  князь не забыл о Макарий и пожертвовал пустынножителю значительные средства на строительство монастыря.
       На эти деньги преподобный Макарий отстроил деревян­ный монастырь с церковью во имя Святой Живоначальной Троицы. Славилась обитель своим внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего правед­ностью и усердием монахов, богоугодной жизнью подра­жавших настоятелю. Самопроизвольно, без каких бы то ни было усилий со стороны монахов, под стенами мона­стыря образовался торг, на который сходился и съезжался торговый люд со всей округи. Да и из дальних стран при­ходили по Волге.
       Однако покой и благоденствие обители были скоро нарушены. Во время княжения благоверного князя Василия Васильевича, в 1437 году, один из татарских военачаль­ников по имени Улуг Мухаммет (Улу-Махмет), изгнанный своим братом Кичимом из Золотой Орды, пошел за Волгу. Приблизившись к русским пределам, он отстроил разоренный тридцать восемь лет тому назад городок Казань. Очень скоро этот городок был заселен булгарами, черемисами, выходцами из Орды и других мест. Таким образом было положено начало казанскому царству, просуществовавшему более ста лет и доставившему немало хлопот Руси. Из Каза­ни Улуг Мухаммет делал набеги на соседние княжества, все дальше и дальше продвигаясь по русской земле. Так он достиг Нижнего Новгорода, потом его войско рассея­лось, огнем и мечом опустошая христианские селения.
        В 1439 году появились они у Желтых Вод и напали на Троицкий монастырь. Монахи защищались недолго. Татары ворвались в монастырь и выкосили их, как колосья на ниве: лишь нескольких взяли в плен, а монастырь сожгли. Пленных погнали в Казань. Среди страдальцев оказался и старец Макарий. Привели его к хану Улуг Мухаммету. По преданию, хан, «пораженный величественной осанкой и доблестями святого мужа», отпустил Макария «яко тиха, мудра и незлоблива» с обяза­тельством не возобновлять в устье Керженца монастыря. Видимо, причиной разорения Троицкого монастыря явилось желание Улуг Мухаммета возобновить на Арском поле перед Казанью торжища (ярмарки), а к тому времени Желтоводческий монастырь являлся серьезным конку­рентом на волжском торговом пути. Улуг Мухаммет до­бился своего, и еще на двести лет казанский торг был единственным в верхнем и среднем течении Волги.
       По просьбе Макария хан Улуг Мухаммет отпустил на свободу еще сорок мужчин, не считая женщин и детей. Преподобный отправляется в устье Керженца на место трагедии. По приданию, на возвратном пути из Казани Макарий с путниками остановился на правом берегу Свияги (ныне там находится город Свияжск), на высокой горе и положил начало новой пустыни, известной под именем Макарьевской Свияжской подгородной.
       Придя на место прежней обители, Макарий предал земле трупы убитых и умерших от ран монахов и мирян. Могила их находится близ алтаря ныне существующей соборной Троицкой церкви.
       После погребения преподобный стал советоваться с бывшими с ним людьми, куда им идти. Решили идти к городу Галичу. Ходу туда было не меньше четырехсот верст, но, помолясь Богу, отправились. Был июнь 1439 года. Во время трудного пути Макарий со своими спут­никами набрел в излучине Ветлуги на скит пустынно­жителя Варнавы. В одном из поздних вариантов жития святого Варнавы Ветлужского (1862 год) говорится, что «у него пребывал некоторое время преподобный Макарий при переходе своем на Унжу». Проведя некоторое время с Варнавой в духовных беседах и отдохнув, Макарий со своими спутниками продолжил путь.
       Шли изгнанники много дней, сторонясь татар, проби­раясь по непроходимым лесам и болотам. Скоро закончились съестные припасы, путники изнемогали от усталости и неимоверно страдали от голода. По преданию, как раз в это время встретился им в лесу лось, которого удалось загнать. Его уже собирались убить и попросили на то благословения у преподобного Макария (а был Петров пост, и до праздника оставалось три дня). Старец велел лося отпустить, отрезав у него перед тем ухо, он сказал: - Имейте веру, и промысел Божий нас не оставит: в день окончания поста нам опять повстречается этот лось, и тогда мы его съедим во славу Божью. Пока же прошу вас потерпеть эти три дня, и спасет нас Господь от смерти по вере нашей.
       Так и вышло: в день праздника святых апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по молитве старца вышел к ним тот самый лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками и привели к преподобному Макарию, который благословил лося в пищу. Насы­тившись, все благодарили Бога, а Макарий сказал:
- Отныне у вас не будет недостатка в пище. И, действительно, всю дорогу им попадался то лось, то олень, то еще какой зверь.
       Так пришли они на Унжу к городку Унженску (ныне город Макарьев Костромской области). Местные жители были наслышаны о святости старца и принялись тут же воздавать ему всевозможные почести. Но Макарий желал лишь безмолвия и одиночества. Он сразу стал расспрашивать о пустынном месте, где мог бы поселиться. Ему показали место в пятнадцати верстах от города, недалеко от реки, на берегу лесного озера. Там на поляне преподобный поставил крест, рядом построил келью. Это было в 1439 году, а немного времени спустя опять образо­валась обитель. Здесь, на юго-западном склоне полугоры, Макарий собственными руками выкопал колодец, к кото­рому приходили паломники, и многие из них получали исцеление от недугов.
      И так жил преподобный Макарий, по своему обычаю дни и ночи служа Богу молитвами и постническими труда­ми. В последние годы жизни Господь одарил его даром исцеления, благодаря которому он помог справиться с телесными и душевными недугами многим страждущим.
      Вот один из примеров. Невдалеке от обители жил купец Федор. У него была слепая дочь, страдающая падучей болезнью. Отец, будучи по торговым делам в Москве, искал лекарство от болезни, но никто ему помочь не мог. И тогда он понял, что без покровительства Божьего тщетно помышлять о человеческой помощи. Он вспомнил об Унженском подвижнике и, вернувшись домой, повел свою дочь к Макарию. Получив от него благословение, родители болящей поведали о ее недугах и попросили помощи. Но Макарий посчитал себя недостойным совер­шать деяния, которые под силу лишь Господу. Только после долгих уговоров и заверений в искренности веры он им сказал в утешение:
- Только Бог может спасти вашу дочь, если вера ваша явлена будет перед Ним. По вере вашей освободит Он дочь вашу от нападения диавольского и от глазной болезни. Взяв в руки крест, преподобный Макарий трижды перекрестил им больную отроковицу. Девочка прозрела, а позже выяснилось, что она избавилась и от падучей болезни.
      Через пять лет преподобный почувствовал прибли­жение смерти. К тому времени ему исполнилось девяносто пять лет, из них восемьдесят он прожил в монашестве. Зная, когда и как он умрет, Макарий пришел в Унженск и там слег. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего, помолившись и благословив всех бывших при нем, тихо отошел в мир иной. Случилось это 25 июля (7 августа по новому стилю) 1444 года. По преданию, в этот день все болящие и увечные, припадавшие к его мощам, получили исцеление. Чудеса продолжались и многие годы спустя, причем проявлялись они не только в исцелении болящих, но и в помощи и защите от видимых и невиди­мых врагов, от дьявольских козней и от татарского плена.
       В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивано­вича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. Одна у них была надежда - надежда на Бога и на преподобного Макария Желтоводского, к помощи которого они не раз прибегали в подобных случаях. Воодушевившись этой надеждой, они три дня и три ночи отбивались от осадившего город неприятеля. Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших он впал было в растерянность, но, узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошел в церковь, упал на колени перед ико­ной преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена.
      Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. Людей охватило смятение: и огонь полыхает, и татары теснят. Все как один умоляли Макария о заступничестве. Вдруг пошел дождь, перешед­ший в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих. Татары пришли в смятение: одна часть войска пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск. Многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи. Защит­ники Унженска отворили ворота, устремились на татар и большинство из них перебили. Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими.
      Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором почивали его мощи. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устре­мился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули.
      В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного.
      Известно множество случаев чудесной помощи препо­добного Макария.
Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен. Ее связали верев­кой и увели с другими пленными. Шли они трое суток. Мария, боясь быть обесчещенной, всю дорогу не могла ни пить, ни есть, только молилась и плакала. Так, день и ночь обливаясь слезами, молилась она Господу и Пресвя­той Богородице. Призывала в помощь и святого преподобного Макария Желтоводского. Во время очередного привала обессилившая от долгого пути Мария рухнула на землю и, связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился препо­добный Макарий. Он стал у изголовья и, коснувшись ее рукой против сердца, сказал:
- Не скорби, а подымись и иди домой.
Но Мария не могла очнуться от сна. Тогда святой взял ее за руку, помог встать и сказал:
- Встань и ступай за мной.
Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ею иконе и пошла следом. Стало светать. Преподобный исчез, и Мария осталась в пустынном месте одна. Ей стало страшно. Когда совсем рассвело, Мария увидела, что она стоит на дороге, ведущей в Унженск, а невдалеке виднеется и сам город. Мария побежала и вскоре оказалась перед городскими воротами. Они были заперты. Мария начала стучать и просить, чтобы ей открыли.
- Кто ты? - спросили сторожа.
Она ответила, тогда стража, узнав ее, впустила в город, где она нашла всех своих близких и рассказала, как ее спас Макарий Желтоводский.
       Однажды был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь приказал ему снова идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода соби­рался исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По дороге завезли его в Макариеву обитель. Здесь воевода мысленно взмолился к святому, прося о помощи. Увидев сосуд с водой, Иван попросил напиться и пил не отрываясь. К изумлению иноков, он выпил очень много воды, после чего почувствовал себя совершенно здоровым. Вода оказалась из колодца, выкопан­ного преподобным Макарием, и была она необычайно сладкой и вкусной.
       Один житель города Унженска сильно пьянствовал и в нетрезвом виде всегда бил свою жену. Не в силах пере­носить издевательства, жена решила утопиться в колодце. Но поскольку она была благочестива, как могла помогала нищим и убогим и имела веру к преподобному Макарию, то он и не дал ей погубить свою душу. Когда женщина подошла к колодцу, она вдруг заметила, что возле сруба стоит старец, и в страхе попятилась. Старец сказал:
- Отойди от колодца и не делай того, что задумала, иначе тебя постигнут страшные муки в вечной жизни.
Женщина в смятении бросилась к ногам старца, а, когда поднялась, его уже не было. Тогда она возвратилась в дом и с тех пор никогда не помышляла о самоубийстве. Тогда же и муж ее оставил нетрезвую жизнь и покаялся.
       Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода обратились к заступничеству свя­того и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание. Сохранился до наших дней текст письма знаменитого предводителя русского ополчения в борьбе против польско-литовских захватчиков князя Димитрия Михайловича Пожарского, в котором он сообщает Святейшему Патриарху Московскому Филарету о многочисленных исцелениях, происшедших от чудотворной иконы преподобного Макария, находившейся в его поместье.
      Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1619 году патриарх Фи­ларет распорядился исследовать случаи исцелений по молит­вам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назна­чено повсеместное празднование его памяти 25 июля / 7 августа. Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой.
       Первой обители его (той, что на реке Лух) давно уже не существует. Вторая обитель, Желтоводская, возобнов­лена в 1620 году муромским уроженцем монахом Авраамием (впоследствии игумен; умер 5 апреля 1640 г.), который по благословению патриарха Филарета основал монастырь, известный под именем Желтоводского Макариева. За правым клиросом в обители преподобного нахо­дилась икона, на которой преподобный Макарий изображен со свитком в руках. Вверху, над его головой - Пресвятая и Животворящая Троица; на свитке надпись: «Чту, пою и покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Эта икона была написана в XVII веке по благословению игумена Авраамия.
       Третий монастырь - Макариев Унженский Троицкий Костромской губернии, близ города Макарьева. Над местом упокоения преподобного Макария была поставлена деревянная церковь. В 1596 году царь Федор Иоаннович, прослышав о чудесах преподобного Макария, прислал в неустроенный еще монастырь строителем из дворян благочестивого инока Давида Хвостова. В 1601 году тот основал соборную Троицкую деревянную церковь. Для дальнейшего устроения монастыря Давид Хвостов обратился к царю за помощью, и царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание монастыря несколь­ко деревень с угодьями. Позже, в 1620 году, монастырь обогатил щедрыми дарами царь Михаил Федорович. С 1663 года, при игумене Нафанаиле, было начато строитель­ство из камня. Построена каменная Троицкая церковь, а в 1670 году - каменная церковь во имя преподобного Макария Церковь была возведена над его мощами. Когда начали копать ямы под фундамент, то обрели нетленные мощи одного из учеников Макария, скончавшегося после своего учителя. Игумен Никита (1666-1675 гг.) приказал нетлен­ные мощи положить в новый гроб и поставить их в углу церкви. Гроб этот с мощами стоял до 1671 года. В этом году было принято решение схоронить их внутри церкви. Начали рыть землю и наткнулись на каменную плиту, а под ней оказались мощи преподобного Макария, которые 227 лет покоились в неизвестности. Это произошло 12 октября 1671 года. Обнаружилось, что «и кости в составах тверди и нерушимы, власы главнии и брада седы, видом же всем таков, яко же и на иконах пишется; одежда же иноческая на мощех, яже есть схима и мантия и прочее, весьма целы и крепки, молитвой положили нетленные мощи преподобного в новый гроб и сотвориша праздник светел и торжество радостное обретению честных мощей преподобного».
       При патриархе Иоакиме святые мощи были вновь погребены под спудом. В 1677 году по распоряжению того же патриарха мощи были откопаны, переложены в серебря­ную раку и поместили в Макарьевской соборной церкви.
Преподобный Макарий
вверх
<< на главную
<< вернуться