¤ Лысковская центральная библиотека им.Ф.Г.Сухова;  E-mail:volgarushki@mail.ru; Сайт Лысковской ЦБС:http://new.lsk-cbs.ru/ 
<< вернуться
Свято - Троицкий Макарьево-Желтоводский  монастырь
Свято-Троицкий собор
     Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря скла­дывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651- 67 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений. Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смыс­ловой и архитектурной доминан­ той ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки со­бора - 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строитель­ство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Пат­риарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - до­ходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении Первоперарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становле­ние его личности. Архитектурное решение Троиц­кого собора подтверждает его соот­несенность с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Ни­коном, - строить «по старине», шат­ровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца имен мысленным взором Успенский Московского Кремля. Именно него ориентировались и строители  Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руке возведением каменных храмов oбители  «подмастерье каменных дел» Максим  Апсин, родом москвич. Заказчики соборного храм явили известную амбициозность  своего времени собор очень : И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть  чревато - даже в XIX веке монастырям  приходилось расставаться со двумя ярусами своих колоколен,  если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но все-таки на аршин боль­ше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней. Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит ве­личественным, но не подавляюще-ог­ромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление вы­соты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пя­тиярусный, устремленный ввысь ико­ностас и расчищенные от побелки, но еще не отреставрированные фрески - вот что определяет «внутреннее звуча­ние» Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой, красотой трудно возрождающейся свя­тыни, сияет убранство собора в солнеч­ные дни, когда лучи, падая через высо­кие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок. Фрески Троицкого собора - уни­кальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изу­чены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А кост­ромская школа, как известно, именно в это время переживала период наи­высшего расцвета. Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем со­стоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, преж­де всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы  опоясан «лентами» изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов. В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допу­щенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении мо­настыря - сочли, что оставаться здесь братии небезопасно. Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Тро­ицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершен­ные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили до­полнительные росписи - эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII век.