¤ Лысковская центральная библиотека им.Ф.Г.Сухова; E-mail:volgarushki@mail.ru; Сайт Лысковской ЦБС:http://new.lsk-cbs.ru/
Свято - Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь
Свято-Троицкий собор
Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651- 67 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений. Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминан той ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора - 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - доходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении Первоперарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности. Архитектурное решение Троицкого собора подтверждает его соотнесенность с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся Никоном, - строить «по старине», шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца имен мысленным взором Успенский Московского Кремля. Именно него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руке возведением каменных храмов oбители «подмастерье каменных дел» Максим Апсин, родом москвич. Заказчики соборного храм явили известную амбициозность своего времени собор очень : И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато - даже в XIX веке монастырям приходилось расставаться со двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но все-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней. Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-огромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но еще не отреставрированные фрески - вот что определяет «внутреннее звучание» Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой, красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок. Фрески Троицкого собора - уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа, как известно, именно в это время переживала период наивысшего расцвета. Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы опоясан «лентами» изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов. В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря - сочли, что оставаться здесь братии небезопасно. Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи - эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII век.